ШКОЛА ВОКАЛА, ФОРТЕПИАНО,СОЛЬФЕДЖИО И ИМПРОВИЗАЦИИ В МОСКВЕ

Восемь Этапов Разбора Новой Песни

Изучение нового материала всегда очень интересный процесс для вокалиста. Однако он требует определенной последовательности и усилий, чтобы песня зазвучала целостно и профессионально.

Я предлагаю несколько этапов, которыми пользуюсь сама и которые применяют мои ученики.

1) Изучение истории создания произведения.

    Для вокалиста мало понимания кто исполнитель произведения. Если мы хотим составить целостную картиру, нужно начать с истории создания песни. И исполнитель – это ниточка, потянув за которую, мы размотаем целуй клубок событий и фактов.

Исполнитель – он сам является автором текста и музыки? Нет? С кем он ее писал? Кого попросил ее написать? Где ее писал автор? Что происходило с ним в этот момент?(смерть близкого человека, авария, рождение детей, победа в шоу и т.п.) Что происходило на улицах его города? в какой стране писалась песня, в какую этоху? (война, революция, мир..) с кем и где он играл ее? (музыканты, атмосфера).

Задавайте себе много вопросов! Будьте очень любознательны! Многие великие хиты – имеют интереснейшие истории создания)

Главная задача этого Этапа – понять что Чувствовал Автор песни. И составить свое мнение о событии – вы согласны с его чувствами? Что вы сами, узнав все это, можете сказать? Что хотите передать этой песней Сами? (понимая, что до вас ее хотели рассказать,возможно, совсем по другому))

2)  Версии Произведения.

      Это еще один подготовительный этап.  Если вы выбрали произведение – значит вы уже выбрали версию песни, которую исполняет один исполнитель. А единственный ли он? Обычно (особенно в джазе) исполнителем одного и того же произведения в разные годы является огромное количество музыкантов. Певцов, саксофонистов, пианистов..

Найдите и послушайте максимальное количество версий! Вам важно понять как разные исполнители передают то, что хотел сказать автор. Передача песни очень часто бывает кардинально разной!

Очень люблю пример: джазовый стандарт “Cry me a river”. Достаточно печальная по тексту песня. О расставании и человеке, который приходит просить прощения и жалеет, что потерял любимого. Он просит вернуться человека, которого сам же какое то время назад бросил. Вокалист – отвечает этому человеку и решает, простить ли его?

Послушайте как это делает: Ella Fitzgerald – печаль, боль, при всем ритме, мягкость. Она скорее всего простит, того, кто пришел). Barbra Streisand – боли вначале произведения больше, но и прощения в конце не будет) характер) она так решила) это финал песни. Diana Krall – покой. Для нее все уже прошло. Не имеет значения.она успела забыть) светлая печаль. Было – сейчас есть другое)

Через эту передачу видны характеры самих исполнительниц) Их видение мира и мысли.

Вы должны составить Свое видение! Понять как именно Вы хотите передать, то что написал автор – это главная задача этапа.

Кстати даже у одного и того же вокалиста в разные периоды его жизни версии одной и той же песни могут и часто отличаются!)

3)  Ритм Песни.

     Это очень важно, сразу проанализировать ритм песни. Найдите время и просчитайте, проговорите мелодию ритмически. Хлопая или проговаривая ее (без слов на «та», «да» или другой удобный вам слог) вы будете понимать в какие доли она приходится (сильные, слабые, есть ли затакт вначале, какими длительностями она написана). Это значительно облегчит работу и репетиции с живым составом музыкантов, особенно придя на первую - вы не будете теряться, а, зная и считая количество тактов, правильно вступите в начало произведения и правильно сумеете дать команду музыкантам его закончить. Это ваша свобода при изменении музыкантами звучания мелодии ( а они часто так делают и должны делать) в проигрыше.

Используйте метроном, чтобы сохранять точный ритм. Не пропускайте этот этап только потому что вы уже знаете песню, слушая ее запись, сделанную каким либо артистом. Артисты часто меняют написанное изначально. Вы должны знать ритмически правильную версию песни, в том виде, в котором она написана. И только потом вы можете изменить ее и сделать свою интерпретацию.  

4) Мелодия Песни, выбор тональности.

     Одна из профессоров Berklee college of music, в интервью, на вопрос: «Что самое важное для вокалиста?», ответила: «Знать свои удобные тональности». Да, это действительно так. И чем профессиональнее вокалист, тем он грамотнее это использует. Иногда пол тона, меняет тембр голоса достаточно сильно. Поэтому часто когда вокалисты перепевают и делают кавер версии друг друга, они меняют тональности на пол тона-тон. Для слуха зрителя это не заметно, а вокалист выглядит выигрышнее.  

Начиная заниматься, обращайте внимание, в каких тональностях ваш голос звучит мягче и удобнее по вашим собственным ощущениям. Замечайте и запоминайте это.

После того, как вы выучили ритм, сыграйте мелодию песни на фортепиано. Поймите какая это тональность и пропойте интервалы мелодии, не особо заботясь о ритме в этот момент. Как эта мелодия подходит вашему голосу? Есть ли переходные, высокие или низкие, неудобные ноты? Если вы напрягаетесь, попробуйте изменить тональность. Вам должно быть комфортно петь все ноты. Работать над неудобными нотами можно и нужно, но в распевках. В песне же вы будете выглядеть слабее, если оставите их.

5) Ритм и мелодия песни без слов.

    Далее, выучив мелодию, отойдите от инструмента и пропойте мелодию в ритме на удобную гласную букву. Но без слов! Позвольте мелодии переливаться из ноты в ноту, обращая внимание на динамику звука и опасные ритмы и интервалы. Замечайте, где вам нужно взять дыхание, и поработайте над фразировкой звука.

Этот этап поможет вам в дальнейшем не брать дыхание по середине слов, и распределить его до конца всей музыкальной фразы.

6) Аккомпанемент песни.

    Подберите простейший аккомпанемент к песне. Или найдите ноты(или аккорды), если не можете справиться самостоятельно. Готовясь на прослушивание или репетицию с музыкантами, принесите им тот вариант гармонии, который удобен вам. Будьте осторожны с нотами, которые вы находите в интернете! Многие гармонии произведений написаны там не точно и требуют корректировки. Если для вас это тяжелая задача, попросите помощи у вашего педагога или знакомого музыканта, они смогут, сыграв, проверить правильность найденной гармонии.

Этот этап позволит вам чувствовать себя свободно, потому что вы будете точно понимать, что будут играть ваши музыканты.

Спойте мелодию( без слов! на любую гласную букву) в ритме под простейший аккомпанемент, сыгранный самостоятельно. Получилось? Можете переходить к следующему этапу)

7) Слова Песни, ее перевод.

     Если песня написана на иностранном языке, переведите каждое слово. Думаю, частично вы уже сделали это, вначале, изучая историю песни. Цель этого этапа – придумать и увидеть свою историю. Представьте, что это фильм. И текст песни - это кульминационная часть фильма. Что было до кульминации? Что будет после? Ваша задача придумать фильм) Свой! Наполнить его своими мыслями и своим отношением.

Прочитайте текст песни, без мелодии, в точном ритме. Поставьте метроном – и проверьте, что вы не бежите и не отстаете. И только когда вы почувствуете себя свободно, можете добавлять мелодию.

8) Ваше видение песни (импровизация).

    И самая интересная часть) Вы уже поете мелодию в точном ритме, со словами? Подумайте, как ваше видение песни может ее изменить? Сделайте что то такое, что артист, которого вы слушали не делал.

У вас есть несколько вариантов:

1) изменить ритм – ускоряйте движение вперед или делайте замедления в разных частях песни. Добавляйте разные ритмические рисунки, распевая гласные буквы и т.д.  

2) меняйте мелодию – не всю, но вполне допустимо несколько нот вниз или вверх на консонирующий интервал(хотя возможны и диссонансы, все зависит в каком стиле песня). Здесь вам и понадобится понимание – какой аккорд в этот момент звучит у музыкантов. Как вариант -можете взять любой звук аккорда, звучащего в этот момент.

3) меняйте текст песни – но будьте очень осторожны, буквально несколько слов, не переусердствуйте с этим)

4) динамические оттенки – попробуйте припев, который все начинают громко начать c тихого звучания? Иногда это интересное решение)

И т.д..... вариантов импровизации и интерпретиции масса... Ищите...Ищите себя! Пробуйте!...

И вы создадите произведение, которое ТАК исполняете Только ВЫ)

Успехов!!!


Елена Барыкина, руководитель школы bE IN MUSIC, певица, педагог по вокалу vk.com/lenabarykina

p.s. Жду вопросов и предложений, какие темы по вокалу вам интересны для прочтения в следующих статьях)